ПетроТрастГрупп Управляющий Холдинг

Продажа и аренда квартир в Санкт-Петербурге
Аренда коммерческой недвижимости
Залоговая недвижимость зарубежных Банков

На Главную Обратная связь Карта сайта
Телефон

Залоговая недвижимость зарубежных Банков



Суета вокруг россиян в Финляндии: год спустя

Ровно год назад в Финляндии разразился скандал, напрямую касающийся всех россиян, которые решили приобрести недвижимость в «стране тысячи озер». 12 июля 2007 года в газете Karjalainen была опубликована статья под эффектной шапкой «Русские идут в атаку на берега озер!» и не менее сенсационным подзаголовком «Скуплена пятая часть всех дачных участков Южной Карелии».

Поводом для статьи со столь паническим настроением стала деятельность депутата муниципального совета Суны Кюмялайнен из коммуны Руоколахти. Госпожа Кюмялайнен обеспокоилась «стремительной скупкой» россиянами дачных участков в своей коммуне и предложила ограничить для них право на покупку недвижимости.

Поначалу выступления депутата на заседаниях муниципального совета всерьез никто не воспринимал. Но г-жа депутат организовала сбор подписей среди жителей коммуны, численностью всего 5900 человек. Ей удалось собрать примерно треть голосов, что заставило относиться к ее словам с большим вниманием.

Г-жа Кюмялайнен не стала привязывать свое желание ограничить права россиян на покупку финской недвижимости к каким-то политическим вопросам. Она совершенно откровенно заявила, что все дело в росте цен на жилье в родной коммуне, причиной которого являются обеспеченные и просто богатые граждане России.

Неожиданные союзники

Однако уже через несколько дней инициатива г-жи Кюмялайнен встретила неожиданный отпор. 16 июля влиятельнейшая финская газета Helsingin Sanomat, которую никак нельзя заподозрить в излишней любви к России, опубликовала материал под названием «Нет смысла делать русских пугалом», в котором лейтмотивом проходила мысль о том, что приобретение дач и участков - это естественный процесс и элемент международной торговли. Газета подчеркнула, что россияне вливают деньги в экономику депрессивной Восточной Финляндии.

Но уже на следующий день, 17 июля, Karjalainen вышла с редакторским материалом под заголовком «Земля - опора гражданского самосознания», в котором речь снова шла о том, что россияне стали причиной роста цен, который делает недвижимость недоступной рядовому финну.

Российские средства массовой информации (да и не только российские) усмотрели в случившемся признаки банальной русофобии. Например, известный финский обозреватель Пентти Страниус публично заявил, что в финском обществе существует застарелая русофобия. И нельзя все списывать на появление богатых покупателей. Такие были всегда, только говорили они в основном по-английски.

С точки зрения Пентти Страниуса, «не стоит преуменьшать роль “грязных денег” в развитии российского “дикого капитализма”, но нельзя обвинять всех русских с деньгами в экономических преступлениях».

Вместе с тем в дискуссию в Финляндии втягивались все новые силы. В конечном итоге 26 июля 2007 года министр иностранных дел Финляндии Илкка Канерва счел необходимым вмешаться. Для своего официального заявления он выбрал выпускной вечер курсов офицеров-резервистов. Министр отметил, что для урегулирования имеющих место рыночных процессов не следует принимать каких-либо ограничивающих законодательных актов, а тем более вводить ограничения для граждан определенной страны или представителей конкретной нации – в противном случае начинаются серьезные политические проблемы.

Финская политически активная публика сразу поняла о чем речь. Пирамида финских законов стоит на фундаменте, заложенном еще в 30-х годах XVIII века — когда в России беспредельничал Бирон и его фавориты. Право на собственность, право на приобретение собственности — это фундаментальный закон.

Сами финны, в случае пересмотра законодательства, оказались бы в сложном положении. По мнению Пентти Страниуса, ситуацию можно сравнить с эстонским архипелагом Сааремаа: там каждая четвертая дача принадлежит финнам, и никто не поднимает шума. Финны активно покупают землю и недвижимость в Испании. В самой Финляндии много покупателей из Германии и других стран ЕС.

Финская пресса начала расследование причин, которые побудили г-жу депутатшу сделать свой демарш и пришли к интересным выводам...

Мир хижинам, война дачам

История с инициативой представителя от Руоколахти вызвала интерес к маленькой коммуне: финские журналисты решили сами выяснить, насколько там сильно российское влияние.

Прежде всего обнаружилось, что никакого засилья русских в Руоколахти нет. На самом деле в этой коммуне им принадлежит лишь одна дача из пятидесяти.
Журналисты обратили внимание на интересную деталь: в годы экономического спада, в начале 90-х годов, Руоколахти, а также близлежащая Иматра производили удручающее впечатление. Продавалось большое количество дач и домов, но спроса не было. Росла безработица. Если в 1990-м году она составляла 3,8%, то в 1995-м - 15,9%. Однако за последние несколько лет ситуация стала улучшаться – сейчас безработных 11%. В последние годы благодаря дачникам здесь стали появляться новые кафе, магазинчики, услуги, что вызвало радость муниципалитета и… тревогу изрядной части местных жителей.

А конкретно – самой госпожи Кюмялайнен, которая в связи с ростом цен на недвижимость не смогла приобрести приглянувшийся ей дом. Что не удивительно, так как, по словам Йоуни Мээтэ, эксперта по недвижимости, продающего государственные участки земли в районе Сайменского канала в частные руки, «все уходит мгновенно, русские приобретают примерно треть всех лучших прибрежных участков. Этих людей – сотни и сотни».

Клиенты из России, как правило, строят одноэтажные дома площадью в сто квадратных метров. К постройкам стоимостью около 350 тысяч евро прилагаются участки земли площадью около 50-ти соток, цена которых колеблется в районе 100 тысяч и выше. Эта покупка явно не для среднего класса, так как в финской глубинке квадратный метр капитального жилья можно приобрести вчетверо дешевле.

Протестантский социализм

Когда скандал дошел до правительственных сфер, сама депутат Суна Кюмялайнен сочла необходимым выступить на страницах популярной финской газеты на русском языке «Спектр недели» с разъяснением своей позиции.

Парламентарий в письме к читателям отмела обвинения в русофобии в свой адрес, заявив, что ее не коробит ни внешний вид россиян, ни их менталитет. И вообще, по словам депутата, виноваты в данной проблеме вовсе не русские, а … сами финны.

«Русские не виноваты в сложившейся ситуации, потому что действуют в рамках закона и честно платят запрошенную цену, – писала г-жа Кюмялайнен. – Но поскольку русские могут заплатить столько, сколько их просят, финны оценили возможности, возникающие в этой ситуации, и выставляют максимальную цену, которая выше внутренней рыночной - они знают, что русские все равно заплатят».

Следует помнить, что базовый финский национальный менталитет сформировался на базе протестантских ценностей, среди которых – отношение к деньгам и труду. «Деньги должны достигаться путем тяжкого труда. Швыряться деньгами – грех перед Господом», - эта установка в той или иной форме присутствует в мыслях большинства финнов. Но не всех...

И финны, продающие недвижимость, действуют на законных основаниях. Поэтому, с точки зрения сторонников Суны Кюмялайнен, надо изменить закон таким образом, чтобы недвижимость могли покупать только граждане стран - членов ЕС и те россияне, которые более пяти лет живут в Финляндии, допустим, на основании брака, или имеющие бизнес, или постоянную работу в Финляндии. Это должно остановить рост цен на жилье внутри страны и сделать его более доступным.

По мнению экспертов, переход россиян от бедности к богатству случился слишком быстро, и многие финны (а также другие европейцы) просто оказались не в состоянии пережить резкое изменение статуса восточных гостей.

Добро пожаловать, господа!

Автору этих строк еще в 1999 году в одном финском бутике удалось застать объявление, написанное на русском языке: «Не толпиться в магазине», – так боялись краж. Спустя несколько лет, в тот же магазин взяли на работу русскоязычную продавщицу, потому что русские сметали с полок все подряд. Еще через год самому пришлось участвовать в рекламной кампании города Котка по привлечению российских предпринимателей – их буквально зазывали переехать жить в Финляндию со своим бизнесом.

Так что же происходит? Что первично? Русофобия, которая нашла экономический предлог, или экономика плодит русофобию среди конкретно взятых людей, которым россияне перешли дорогу? Или же имеет место третий вариант: отдельные недовольные граждане умело используют сложившиеся негативные стереотипы о соседях в корыстных целях.

Если бы депутат Суна Кюмялайнен купила тот дом, который хотела, или вообще была побогаче, развила бы она столь бурную деятельность против российских инвесторов? Или пила бы с ними пиво вечером на веранде летнего кафе? Но спасибо ей за то, что она честно заявила о сути своей претензии.

А что у других?

Аналогичные проблемы возникли в Британии, где российские олигархи создали бум на рынке эксклюзивной недвижимости. Обозреватели из русскоязычного еженедельника «Англия» обратили внимание год назад на спекуляции британской прессы на тему «Когда Абрамович уедет в Париж?», где прослеживается интересная линия: насколько подешевеет элитная недвижимость в Лондоне, если оттуда уедут самые крупные российские богачи? На фоне британского ипотечного кризиса это актуальная тема. И за минувший год ситуация на британском рынке недвижимости стала еще только хуже.

В Болгарии местное население разделилось в отношении к иностранцам, покупающим недвижимость. Рабочий класс видит в них источник заработка для себя, прежде всего, так как недвижимость для отдыха находится вообще вне их финансовых возможностей. Кстати, именно в этой среде всегда были сильны пророссийские и прорусские настроения. А вот «средний класс», сосредоточенный в Софии, видит в иностранцах прямых конкурентов на рынке отпускной недвижимости. В том числе и в россиянах. Но все же основной покупатель там — это немцы.

А вот в Испании царят другие настроения. Здесь основными покупателями были как раз британцы, немцы и скандинавы. Поэтому британский кризис нанес сильнейший ущерб испанской торговле недвижимостью. В этой связи ценность российских покупателей возросла. Тем более, что ценовая вилка в Испании как раз по силам российскому «среднему классу». И, разумеется, играет роль и сходство национальных менталитетов русских и испанцев – это имперские нации в лучшем смысле этого слова, привычные к контактам с людьми другой внешности, веры, языка. Свои в общем.

Прошел год...

Спустя год можно сказать, что ситуация в Финляндии «законсервировалась». Есть люди, которым по тем или иным причинам неприятны россияне. Есть соображения высокой политики, которые диктуют необходимость добрососедских отношений, а есть еще и здравый смысл.

Все больше финнов видят плюсы от взаимовыгодного бизнеса и экономических контактов. По словам директора коммуны Руоколахти Весы Яппанена, который совсем не боится иностранцев, в том числе русских: «...нам (финнам) надо смотреть на все это с позитивной точки зрения. Русские дачники, например, дают работу населению. К нам просто пришла глобализация, с которой придется теперь жить».

В марте этого года в интервью латвийскому журналу «Бизнес.lv» консультант по вопросам предпринимательства агентства “Курсор”, созданного специально для привлечения в регион Котка-Хамина российских предпринимателей, г-жа Мариэ Скаве-Синисало, на достаточно провокационный вопрос о том, как относятся финны к российскому экономическому «вторжению», ответила, что не верит во введение ограничений по национальному или гражданскому признаку. Одно дело — политические заявления, другое дело — практика. «В конечном счете, что может помешать открыть в Финляндии предприятие и записать недвижимость на него?» - недоуменно заметила г-жа Синисало.

А периодические жалобы отдельных лиц — вещь в демократическом обществе постоянная. Все относительно. К примеру, «...с точки зрения восьмилетнего ребенка, бесконечные очереди грузовиков в российском направлении — это плохо, потому что нельзя добраться до школы на своем велосипеде, — говорит г-жа Синисало. — Но если посмотреть на ситуацию глазами родителей, гораздо больше мешает жить отсутствие рабочих мест...».

Финская действительность именно такова. Всегда есть возможность быть несогласным. И их голос будет слышен. За этим надо следить и воспринимать это как явление. Но параллельно будут существовать и силы, для которых вы будете важны и нужны. И это тоже явление.

 

 

Константин Ранкс, FIJET,
специально для Фонтанки.ру


выкуп квартир и коммерческих помещений в центре города

Аренда коммерческой недвижимости

Надёжные застройщики Санкт-Петербург

БалтИнвестСтрой
Строительный трест
СК РосСтрой
СК РосСтрой




197046, Санкт-Петербург
ул. Чапаева, д.3
тел. (812) 346-88-41
info@ptg-development.ru





Rambler's Top100


Раскрутка сайта